Если в метро или на улице ты встретишь бледного человека в сурово-черных одеждах обвешанного серебряными украшениями, - знай тебе повезло! Ты наткнулся на гота … хотя не факт. Известная готическая барышня Natalie любезно согласилась пролить свет на эту темную историю.

Туса
В городах с развитой готической сценой можно отыскать массу мест обитания готов. Клубы, всевозможные концерты, и фэсты, кладбища, заброшенные дома, соответствующие магазины. Поскольку в России это движение не так распространено не так как на западе у нас особо не разгуляешся. Если человек начинает посещать места сборов готов его автоматом принимают в готы. Я отношусь к таким делам негативно. Получается что любой колбасер может обрядится в черные шмотки, обвесится серебряными феньками и прискакав на готик пати обьявить что он гот. Какая несправедливость! Необходима еще одна вещь - готическое мировоззрение.

Идеология
Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религии. Среди готов, как и среди обычных людей, можно повстречать христиан, атеистов, язычников, сатанистов - да кого угодно. Готическое мировоззрение складывается из двух понятий: абсолютный индивидуализм и dark-романтика. Большая часть готов - танатофилы то есть люди, воспринимающие смерть как объект поклонения. Эта черта готов проявляется в любви к прошулкам по кладбищам и в пристрастии к произведениям, описывающим смерть. Поэтому многие сразу записывают готов либо в язычники, либо в сатанисты. Но, честно говоря, из них сатанисты - как из меня трамвай. В реальности готов в сатанизме привлекает мрачная религиозная эстетика. Ничего больше. Конечно, кладбище и для тех и для других является местом проведения досуга. Только у каждого он свой: готы просто гуляют, любуясь красотой надгробий, а сатанисты шакалят, то есть попросту занимаются вандализмом. На моем веку случалось даже, что готы разгоняли сатанистов.

места
Пристрастие готов к прогулкам в странных местам может иметь кучу причин. Но основная заключается в том, что готы обожают атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно, атмосфера любого погоста сама по себе готична, а уж если и само кладбище "готично" (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники, ангелы), то тут и говорить нечего. Естественно, готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища - именно там в западных странах их проще всего встретить. У нас тоже есть такие места. В Москве это Введенское и Донское кладбища, в Питере - Смоленское, Новодевичье и кладбище лександро-Невской Лавры.

музыка
Последняя отличительная черта готов - любовь к готической музыке. К сожалению, большинство плохо себе представляют, что такое gothic music, и своими предположениями по поводу принадлежности той или иной команды к этому стилю травмируют бедных готов. Для расширения твоего кругозора назову несколько значимых в истории готической сцены групп.
The Sisters Of Mercy (основатели готики как таковой), Bauhaus, The Cure, The Cult - это "чистая" готика
Type Of Negative, Das Ich, Lacrimosa, Lacuna Coil, Dreadful Shadows - готический металл и ин-дастриал
Inkubbus Sukkubus, Current 93, Death In June, Sol Invictus - мистическая, христианская,сатани¬нская готика
А в заключение хочу тебе кое-что сказать. ЗАПОМНИ РАЗ И НАВСЕГДА: HIM - ЭТО НЕ ГОТИКА. Только попробуй сказать такое в присутствии готов - и будешь осмеян. Именно из-за таких заявлений готы терпеть не могут фанатов HIM.

прикид

корсеты
Бывают двух видов: близкие по виду к историческим предкам (шьются из бархата или парчи, могут быть разных цветов) и корсеты из кожи, латекса, винила - преимущественно черного цвета.

платья, юбки
Приветствуется использование кружев, двойных юбок, бархата, шелка, парчи, шифона. Юбки могут быть как короткими, так и длинными, но в любом случае они узкие. Доминирующие цвета, само собой, черный, бордовый, фиолетовый.

рубашки, кофты
Могут быть изготовлены из любого материала, как душе угодно. Большой популярностью пользуются кофты-сетки, кружевные рукава и шнуровка.

обувь
От армейских ботинок до изящных сапожек. Если же говорить о России, то у нас чаще всего носят родимые гады.

украшения
Готы никогда не носят золота. Зато они без ограничений обвешиваются серебром и драгоценными камнями. В большом почете ошейники (кожаные, металлические, с шипами, цепочками), браслеты, пояса, ремни, булавки. Ко всему этому великолепию добавляются самые различные подвески, кулоны - кресты, анки, различные символы и т.д.

make-up
Лицу важно придать бледный вид. Для усиления контраста используются черные тени. Дальше берется карандаш или подводка
и каждый извращается в меру своей испорченности. Губы либо подводят черным карандашом, либо используют помаду темно-красного или кроваво-красного оттенка. Ногти, само собой, черные. Наиболее часто встречающийся цвет волос - черный. Он, конечно, не обязателен, но очень распространен. Стили, в которых выполнены прически, бывают различными: так называемый "взрыв на макаронной фабрике", "конский хвост", "ирокез" или просто распущенная грива.

символы
Среди используемых готами знаков можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символики. Основным готическим символом является анк - образ вечной жизни. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестов и орнаментов. Еще в почете оккультные знаки - пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных обозначений смерти - украшения г с гробиками, черепами и т.д.
Представляю для обсуждения несколько распространенных в тусовке готических типажей. Начинаю с бедных готиков:

Бедный готик – это слабое, легко уязвимое существо, которое любит и лелеет на свете три вещи – черный цвет, себя и свою депрессию. Жизненное кредо этих созданий описывается двумя фразами: «Ах, посмотрите как мне плохо» и «Ах, посмотрите какое я готичное». Как правило, все проблемы бедного готика решают его родители, и сам он с реальными жизненными трудностями дел не имеет, не может и не хочет. Ведь он создан для другого – для ГОТИКИ. Он слишком красив и утончен для нашего грязного и примитивного мира, поэтому неудивительно, что мир ему завидует, его не любит и не понимает.
Готическое мировоззрение для бедного готика – не пустые слова! Это мировоззрение строится на нескольких расхожих штампах, почерпнутых из авторитерных ФАКов, из беглого ознакомления с произведениями Эдгара По, с музыкой Лакримозы и Сопор Этернус, с фильмами Ворон и Интерьвю с Вампиром. Не желая делать самостоятельные выводы из этих достойных произведений, довольствуясь массовыми поверхностными представлениями, бедные готики не находят смелости для поиска собственного пути в жизни, для отстаивания собственных идеалов. Вместо этого они заковываются в броню нескольких несложных понятий, вроде черный, печаль, депрессия, готично, и идут по жизни, максимально отгородив себя от ее сложностей. Их жизнью становится игра в готичность, которая правда очень быстро заканчивается, если требует каких-либо реальных жертв и усилий.

Готика: мировоззрение
___________________¬____________________¬_
Очень часто путают понятия мироощущение и мировоззрение, хотя это достаточно разные вещи. Мировоззрение – это система взглядов на жизнь, система жизненных ценностей, в некотором роде – жизненная философия. Классического мировоззрения, свойственного всем готам, просто не существует, поскольку многие разделяют исключительно эстетику культуры, наслаждаясь музыкой или собственным внешним видом. Но для некоторой части готика есть нечто большее, чем просто красивые, но не имеющие отношения к жизни образы.
Для той части готики, которая выросла из пост-панка, определенное мировоззрение, жизненная позиция является одним из основополагающих элементов субкультуры – по крайней мере, для old school goths (готах первой волны) и для людей, выросших на ценносятх панка и пост-панка. Более того, именно смена мировоззрений, произошедшее из-за разочарования в идеалах панка, и привела к формированию пост-панка (а затем готик-рока).
Важнейшей чертой, унаследованной от панка, является внутренняя свобода и ярко выраженный индивидуализм. Они выражаются и во внешнем виде, и в поведении. Эпатаж и самовыражение также находят себя в нестандартной, яркой, индивидуальной и неповторимой внешности (не стоит путать с банальным желанием выпендриться, свойственным многим представителям субкультуры). Поведение может нарушать (иногда вызывающе и вульгарно) общепринятые понятия нормы и этики, часто шокируя окружающих.
При этом панковский анархизм если и присутствует, то выражается гораздо слабее. И что важно, в пост-панке отсутствует свойственная панку агрессия на внешний мир, желание что-либо разрушить, вместо нее притсутствует агрессия, направленная на себя, на саморазрушение. Анархизм проявляется скорее не в желании разрушить все социальные структуры, а в максимальном отстранении от них.
Для пост-панка характерно не только разочарование в мире, но и разочарование в классических панковских идеалах. Это привело к ярко выраженным декадентским чертам, к ощущению бессилия изменить что-либо, к значительной степени – к прожиганию жизни и саморазрушению (что наталивает на мысль об определенном влиянии культуры Декаденса). Причем, для многих это не было игрой или эстетикой, а являлось жизненной позицией. Из всего течения наиболе показательным является пример группы Joy Division. Декадентская лирика, совершенно не похожий на панк, очень спокойный на первый взгляд, а на самом деле депрессивный до безразличия, саунд. И трагическая судьба лидера группы Яна Кертиса, повесившегося в 20 лет. Неудивительно, что несмотря на отнюдь не высокое исполнительское мастерство, группа, успевшая выпустить всего два альбома, стала не просто легендарной, а наиболее культовой и почитаемой, причем и в среде панков, и «готов старой школы», и готов новой волны, и просто меломанов.
Жизненная позиция большой части течения пост-панка выразила (хотя конечно в несколько эстетизированной форме) группа the Cure:
It doesn’t matter if we all die (альбом Рornography).

Другая часть готической субкультуры имеет происхождение (или скажем так, испытывает сильное влияние) от литературы и музыки эпохи романтизма. Анализ этой связи дается в других разделах, здесь же коснемся именно вопроса мировоззрения. Романтизм (в основном немецкий, в лице Гете, Гофмана и других), частично французский символизм (Бодлер, Рембо), музыка барокко и классицизма (Моцарт, Бах) и, конечно же, рассказы и лирика Э. По очень сильно повлияли и на готические произведения, и на мировоззрение «рядовых» готов.
Романтизм и идеализм – основные черты этого мировоззрения. Естественно, мрачный и печальный, куда же без этого! Изначально он был свойственен той части сообщества, которая выросла (помимо вышеперечисленной классики) на музыке etherial, neoclassic, medieval, группах Lacrimosa, Frozen Autumn и тд. В плане не мироощущения, а именно жизненных ценностей это выражается в поиске идеалов, попытке, несмотря на окружающую пошлость, жить согласно им. Стремление (другой вопрос, насколько удачное и жизнеспособное) к красоте, любви, справедливости, глубокому творчеству. Рука об руку с поиском, естественно, идет разочарование, которое может быть временным или стать постоянным, может заставить отказаться от поиска, но как правило не приводит к отрицанию существования самих идеалов.
Далее, это неприятие конформизма, а также бытовых обывателских ценностей, материальных удобств. Речь, конечно, не идет о стоицизме, но тем не менее – это преобладание духовного над материальным, что уже немало. Конечно, жизнь диктует свои законы, очень часто такая позиция изматывает, загоняет в тупик или просто оказывается нежизнеспособной. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому «готы-романтики» сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним (с его ценностями и социальной системой). Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это. Интересно, что такая позиция один в один совпадает с философией немецкого романтизма, которая использовала пренебрежительный термин «филистер» для обозначения бюргеров-обывателей¬ (об этом хорошо сказано в новеллах Гофмана). Ведь немецкий романтизм как философия развился во многом как ответ на мещанство и материалистическую философию Просвещения.
Ту часть сообщества, которая действительно живет по таким принципам, часто называют «тру-готами». И хотя раньше термин имел немного другой смысл, сейчас он делает ударение именно на определенном мироощущении и мировоззрении. Так вот, современные тру-готы на удивление похожи на героев новелл Гофмана (Золотой Горшок, Песочный Человек). Это одна из причин, заставляющих искать корни готики (как течения искусства и как общественного явления) не только в пост-панке, но и в куда более ранних пластах культуры.
Увы, для многих такая позиция давно стала игрой, притворством, средством выделиться, именно из-за них понятие «тру-гот» часто носит ироничный, пренебрежиьельный характер. Хотя есть более прямолинейный термин poseurs (готы-позеры). Но их многочисленные примеры никак не умаляет достоинств философии романтизма,а жизнеспособность доказывается такими именами, как Гофман или Тило.
Описание «готического мировоззрения» было бы неполным без еще одной вашной черты. Речь идет о юморе. Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивания обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у тех же Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты – иногда это единственное средство не сойти с ума. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, несколько пафосное поведение людей в субкультуре.
Таким образом, понятие «готическое мирооззрение» отнюдь не взято с потолка, а содержит ряд достаточно специфических, четко выделяемых черт. Конечно, в сообществе нет модели разделения на «панк-готов», «романтик-готов» и тд, все эти черты свойственны членам субкультуры в разной степени и достаточно индивидуально. При этом для многих, скажем так, формально относящихся к субкультуре (фактически – к тусовке), какое-либо особое мировоззрение вообще не свойственно. Тем не менее, мы считаем, что именно мировоззрение является одним из основных черт (суб)культуры и основных признаков, является ли человек готом де-факто или нет.